19 ноября в субъекты Российской Федерации направлено совместное письмо Минпросвещения России и Общероссийского Профсоюза образования «О примерном положении о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений». С ответами на поступившие в связи с этим вопросы из регионов выступила Председатель Профсоюза Галина Меркулова.

Галина Ивановна, что подразумевается под «спором» в образовательных отношениях?

Изначально понятие «спор» возникло в сфере трудовых отношений. В Трудовом кодексе Российской Федерации спором называются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства. Однако у педагогических работников разногласия могут возникать также с обучающимися и их родителями. Поэтому при разработке проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» наш Профсоюз выступил с инициативой закрепления в нём (по аналогии с трудовым спором) такого понятия, как «спор между участниками образовательных отношений».

Эта инициатива была поддержана?

Да. Дело в том, что в 2011 году Профсоюз провёл конференцию, посвящённую проблематике насилия в образовательной среде (в 2018 году состоялась вторая конференция), в связи с наблюдающимся ростом проявлений насилия в отношении педагогов при отсутствии в законодательстве и на практике инструментов мирного урегулирования конфликтов. В итоге сначала необходимая норма появилась в законе. Но сегодня этого недостаточно – нужны также практические инструменты его реализации, в том числе примерное положение, составленное с учётом «плюсов» и «минусов» сложившейся за последние годы правоприменительной практики. Тем более, как свидетельствуют результаты независимого исследования 2019 года, с проявлениями агрессии к учителям со стороны учеников столкнулись 22 % респондентов, то есть уже каждый пятый опрошенный.

А что может стать предметом спора между участниками образовательных отношений для рассмотрения комиссией?

Наиболее распространённый случай из тех, что перечислены в принятом законе, – это, пожалуй, применение локальных нормативных актов. Приведу пример. Родители ученика жалуются администрации школы на то, что учитель выставляет заниженные, по их мнению, оценки ребёнку. В данной ситуации они фактически обжалуют локальный нормативный акт, регулирующий осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения. Правильным действием дирекции было бы передать вопрос на рассмотрение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Можно ли рассчитывать на объективность решения этой комиссии?

Во всяком случае для этого предусмотрены необходимые условия. Законом установлено, что комиссия создаётся из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и работников. При этом подготовленное нами примерное положение гласит, что делегирование представителей работников осуществляется профкомом организации.

Почему же на практике такие вопросы редко решаются комиссией?

Понятие «спор» в восприятии многих людей заведомо окрашено в негативный тон и ассоциируется с каким-то скандалом. Поисковые системы в Интернете указывают, в частности, на следующие синонимы данного слова: «базар», «грызня», «перепалка» и т. п. С одной стороны, мы имеем дело с пережитком тоталитарного сознания, когда несогласие воспринималось не как проявление критического мышления и фактор развития, а как порицаемое нарушение принципа единомыслия. С другой стороны, сказывается низкая правовая культура: администрация зачастую стремится принимать решения единолично, а педагоги и родители обучающихся не знают о механизме урегулирования споров комиссией. Наконец, нельзя не признать, что не все участники образовательных отношений заинтересованы в принятии взвешенных и справедливых решений. Поэтому спокойному и объективному разбирательству на месте некоторые предпочитают «тяжёлую артиллерию» – обращение непосредственно в СМИ с оглушительным обвинением кого-либо в одностороннем порядке. Мы надеемся, что по мере социального прогресса такое отношение к спору будет постепенно уходить в прошлое.

Галина Ивановна, а что конкретно стало поводом для разработки примерного положения в этом году?

Дело в том, что накануне текущего учебного года Минпросвещения России и Профсоюз совместно подготовили примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников. На его основе рекомендовано разработать тематические локальные нормативные акты. Следовательно, если кто-то из родителей учеников полагает, что педагогом нарушаются этические нормы, то установить наличие или отсутствие соответствующего нарушения (на основании заявления) должна комиссия по урегулированию споров. Это и стало поводом для разработки примерного положения о ней.

Может ли сам педагог обратиться с заявлением в данную комиссию?

Конечно, ведь он является полноправным участником образовательных отношений наряду с обучающимися и их родителями. Во-первых, педагог может инициировать расследование приписываемых ему нарушений, так как решение комиссии (скажем, в его пользу) является по закону обязательным и может быть обжаловано только в судебном порядке. Во-вторых, если локальные нормативные акты (например, правила внутреннего распорядка обучающихся) нарушаются самими учениками, то педагог вправе урегулировать ситуацию через комиссию. В этом смысле и любое неподобающее поведение по отношению к учителю гораздо эффективнее пресекать не ответной эмоциональной реакцией, а заявлением в уполномоченный орган. Это не проявление педагогического бессилия, а законодательно предусмотренный механизм цивилизованного разрешения конфликтов.

С примерным положением о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и сопроводительным письмом к нему можно ознакомиться здесь.

 

читать далее